Бывает так, что ты такой учишься-учишься долго делать сайты, а потом звонит тебе друг и говрит: "Эй, брат! Я тут слышал ты сайты научился делать? У меня у двоюрдного брата моей троюродной тети есть бизнес по производству Плюмбусов, надо сайт запилить. Сколько будет стоить?".
Ох уж это вопрос "Сколько будет стоить?". Что сказать? Скажу много, откажутся и закажут и других ребят. Скажу мало, продешевлю и стану фриланс-рабом. Ответы на эти вопросы я постараюсь раскрыть в этом посте.
На самом деле, цена за сайт - это очень аморфное понятие. Если погуглить, то можно найти ценики и в 5-10 тысяч рублей и в 5-10 миллионов рублей за один и тот же сайт. Цена варируется от многих показателей. К примеру:
Но об этом голова будет болеть потом, когда будет портфолио хорошее, может быть, команда, общественное признание, а сейчас просто надо сказать сумму, за которую мы будем трудится ближайшие две недели.
Самое главное правило, на мой взгляд, следующее:
- Берите столько денег, за сколько не жалко работать!
Все очень просто) Подумайте про себя. Хочу ли я работать за 5 тысяч? Маловато? Давайте тогда 10 тысяч. Маловато? Может 15 тысяч? Ну че-то 15 много за такой простенький сайт. Ну ладненько, давайте сделаем за 12 тысяч. Решили? Озвучиваем эту сумму!
Не бойтесь назвать слишком много или слишком мало.
Если назовете большую сумму, то тут несколько вариантов развития:
Обратная ситуация. Не бойтесь назвать очень мало. Назовете мало, сделаете проект, поймете, что за такую сумму даже курицы яйца нести не будут, в следующем проекте сделаете ценник побольше.
Так же, учитывайте свой опыт в этой сфере. Если это ваш первый проект, то, определенно, он не будет качественным.
И тогда 15 тысяч за одностраничник будет многовато просить. Ожидания и результат в глазах заказчика не сойдутся. Отдайте должное ситуации и возьмите несколько тысяч рублей.
По мере развития скорости печати кода и красоты вашего дизайна увеличивайте ценник. С каждым новым проектом берите на тысячу - две больше. Я, как правило, каждые два-три больших проекта на 2-3 тысячи увеличивал ценник. Когда стал поопытнее, начал увеличивать на 5-10 тысяч.
К тому же, со временем, вы сможете брать заказы выше по уровню программирования. Начнете писать какие-то сложные модули, типа мессенджеров, конвертеров, обработчиков клиентов и тому подобное. Соответственно, вы как специалист становитесь более индивидуальным и все меньше людей, могут сделать то же самое, что и вы, следственно, ваше ценник автоматически растет.
У меня не раз были ситуации, когда заказчики ко мне возвращались с новыми проектами и удивлялись, почему у меня стоимость выше, чем была год назад.
Еще один, и пожалуй, самый верный и точный способ просчитать стоимость работ. Надо определить стоимость работ за час, а потом умножить эту цифру на то кол-во часов, которое потратите на разработку сайта.
СТОИМОСТЬ САЙТА = РУБ/ЧАС * ЧАСЫ НА РАБОТУ
Как узнать сколько стоит арендовать ваш мозг на один час? Подумайте, сколько вы хотите получать денег в месяц, а потом поделите эту сумму на кол-во рабочих часов в месяце (ориентировочно 168 часов ).
А как узнать сколько вы потратите времени на разработку? А тут уже я не скажу. Это зависит от вас и вашего опыта. Сделаете несколько сайтов и на своем опыте поймете сколько времени вы будете тратить на тот или иной сайт.
То есть можете смело говорить своему заказчику: "Смотрите, я стою 500 руб/час, делать буду 8 часов, требую от вас 4000 руб". Все обосновано и понятно. Только сразу обговорите что будет, если выйдете за пределы этого времени. Либо работаете бесплатно, так как сами затянули сроки, либо заказчик оплачивает каждый дополнительный час вашей работы.
Так же, я для себе еще учитываю сумму денег, так сказать, за начало работ. К примеру, есть два заказа. Лендинг и интернет магазин. Я могу за лендинг взять 10 т.р., а за интернет-магазин 15 т.р. Вроде разница в сумме не сильно большая, а интернет-магазин делать гораздо сложнее, чем лендинг. Но прикол в том, что мне в любом случае надо встретиться с заказчиком, продумать прототип, нарисовать дизайн, поставить верстку на back-end и много действие, которые делаются и там и там. Поэтому у меня есть какая-то стартовая цена, которую я возьму в любом случае, а потом стоимость будет увеличиваться в зависимости от сложности сайта.
Вообще, если заказчик не известный, то лучше добавить к стоимости 20%. Это некоторая страховка от неадекватности заказчика. Может будет оплату задерживать или вносить много правок, нести долго контент, просить сделать черный более черным и многое другое.
И на последок, немного цифр. Расскажу сколько я брал денег по мере своего развития.
Изначально, я начал брать по 1000р. за лендинг. Это были очень простые лендинги, на которые я тратил 1-2 дня. А иногда приезжал к заказчику, делал сайт за 1 час, брал 500р и уезжал) Это были времена, когда для меня сумма была вообще не важной. Главное взять больше заказов и получить больше опыта. Плюс надо было оплачивать свое проживание, поэтому любой заказ, который мог принести сколько то денег, я брал. Сейчас даже представить не могу себе, чтобы я за такие деньги что-то делал)
Далее сумма начала увеличиваться и лендинги стоили 2,3,4, потом я сразу начал брать 10к. и когда последние лендинги делал, просил 20к. Сейчас я лендинги даже не беру, слишком просто и не интересно.
Когда я научился хорошо делать лендинги, перешел к интернет-магазинам. Стартовая цена была 15к. Потом, по-тихонечку, эта сумма дошла до 50 т.р.
Сайты-визитки делал примерно от 10к и до 20к, взависимости от сложности проекта.
Иногда прогибался под заказчика и делал дешевле, чем делаю всегда. Но это только при условии, что заказчика знаю хорошо и понимаю, что проблем с ним не будет и проект пройдет гладко.
В общем, тема ценообразования в сайтах ну оооочень гибкая и строгих правил по ее формированию не придумаешь. Поэтому эксперементируйте, постраивайтесь под рынок и под себя, понимайте за сколько готовы работать. Не дешевите и не завышайте.
Но, самое главное, помните, что ваша главная цель не денег побольше сорвать с клиента, а принести в этот мир еще один качественный сайт, который может что-то изменить и... получить за это достойную оплату.